Межличностные отношения

Оценить этот пост

Межличностные отношения

Межличностные отношения

Социальная психология рассматривает личность в ее взаимосвязи с другими представителями группы, отслеживает взаимозависимость поведения индивида и среды. Причем изучаются как внутриличностные проблемы, такие, как социальное переживание, формирование социальной идентичности, самости и др., так и проблемы взаимоотношений в группе.

Психология межличностных отношений – раздел социальной психологии, направленный на изучение эффектов взаимного влияния индивидов в процессе разного рода совместной деятельности в социальных структурах различной сложности. Распределение внутри группы определенных ролей, психологическая совместимость участников и способы управления ею – все эти вопросы также находятся в сфере интересов психологии межличностных отношений.

Психология межличностного общения рассматривает объект, субъект и процесс взаимодействия. Любые межперсональные отношения состоят из следующих элементов:

1) когнитивный (или понятийный) – восприятие и понимание объекта;

2) аффективный (или эмоциональный) – переживание относительно взаимосвязи с объектом; Эмоциональная составляющая движется в двух направлениях: в сторону сближения или в сторону негатива. Существует также индифферентное, т.е. безразличное отношение. Иногда можно говорить о противоречивом, или амбивалентном отношении;

3) конативный (или поведенческий) — в том случае, если между индивидами возникает симпатия, действия направлены на построение конструктивного диалога, нацелены на оказание взаимопомощи, в то время как в случае возникшей антипатии общение между ними крайне затрудняется, что имеет выражение в определенных действиях, соответствующих социокультурным нормам среды.

Межличностные отношения могут иметь как вертикальную (например, учитель-ученик), так и горизонтальную (при равном статусе участников общения ) структуру. Позитивное развитие межперсональных отношений находится в зависимости от гендерной принадлежности, рода деятельности, возрастной категории, темперамента участников общения. Так, например, для мальчиков в играх большее значение имеет содержательная сторона совместной деятельности, в то время как для девочек важно, чтобы партнеры по игре были им симпатичны. Мужчины в общении менее эмоциональны, но значительно чаще «работают на имидж» и обращают внимание на деловые качества партнера.

Особенности темперамента также могут затруднять или облегчать процесс общения. Межперсональные отношения, основанные на совместной профессиональной деятельности, обычно очень устойчивы.

Отдельно психология межличностных отношений затрагивает проблему общения в семье. Интерес к этой малой социальной группе возник в XIX веке, когда стали предприниматься первые попытки исследования взаимоотношений внутри нее. Психологами рассматриваются факторы устойчивости, коммуникативные особенности и способы достижения согласия между членами общности.

Таким образом, в сфере интересов психологии межличностных отношений находятся вопросы взаимодействия и взаимовлияния индивидов в группах разной степени организации и сложности устройства.


Проверить аттестат